, , ,

"Обыкновенная история", в том числе и для нашего времени...

Кончается борьба, смотришь - кончается и жизнь <...>.
(И. А. Гончаров - "Обыкновенная история")

Всем привет! 

Фото оригинальное
Давно в моём блоге не было рассказов о классической литературе, особенно о русской. Для себя я это объясняю тем, что классика требует от меня бОльших усилий, большей концентрации и особого настроения. Первый роман Ивана Александровича Гончарова "Обыкновенная история" попался мне под руку абсолютно случайно, но стоит признать, что это случилось очень даже вовремя. 

Он рассказывает о молодом парне Александре Адуеве, который в 19 лет отправляется из деревни в Петербург. У него нет ни конкретных целей, ни опыта жизни, так как дома его вечно оберегала мать. В Петербурге юный, очень наивный и романтично настроенный Александр знакомится со своим дядей Петром Иванычем, который предстаёт перед нами опытным, деловитым, циничным и, я бы сказала, отчасти алчным человеком. И на протяжении всей книги (а это более 10 лет жизни героев) мы наблюдаем борьбу между двумя взглядами на мир: романтичным и реалистичным. 

Изначально я наивно полагала, что роман будет более оптимистичным, но сейчас я ощущаю, как он вогнал меня в какое-то меланхоличное состояние. Автор, на мой взгляд, очень умело показывает хрупкость человеческих принципов, моральное падение своих современников, влияние большого города, денег и общества на мировоззрение людей и что для человечества намного важнее что-то другое, что более легко оценивается в денежном эквиваленте, статусности и прочих выгодных "показателях".
_________

Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей.
_________

После прочтения данного произведения у меня осталась масса вопросов. Например, почему автор выбрал для своих героев именно такую концовку? Что означают душевные метания, на первый взгляд, такого стойкого Петра Иваныча в самом конце произведения? Это надежда на "исцеление" или просто мимолетный порыв человечности? 

Банально, но "Обыкновенная история" безумно актуальна не только для XIX, но и для XXI века. Как часто мы видим молодых людей, чем-то горящих и увлекающихся и мечты которых разбиваются о существующую действительность, где всё намного прозаичнее, чем есть на самом деле? Да что там далеко ходить... мне кажется, многие из нас сталкивались с этим, в связи с чем практически каждый читатель сможет в романе найти что-то такое, что обязательно откликнется в его душе. 

P/S Любите книги! 
Share:

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Вера! На то, видимо, она и классика, что годы идут, поколения меняются, а проблемы всё те же. Так уж, наверное, устроено, что каждый должен наступить на классические грабли самостоятельно. Редко кому удаётся усвоить чужой опыт и избежать общечеловеческих ошибок.
    Надо бы тоже что-то из классики почитать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, здравствуйте!
      Знаете, а мне жаль, что Александр превратился в типичного представителя своего общества: ни идеалов, ни стремлений, ни иных ценностей, кроме материальных...
      И иногда, когда я читала роман, ловила себя на мысли, что надо бы проживать жизнь самостоятельно, а не слушать там всяких тетушек да дядюшек.
      Я сама загорелась прочитать что-то из классики, но пока думаю, что именно.

      Удалить
  2. Вера, привет!
    Я помню, как читала "Обыкновенную историю",но не дочитала до конца. Остановилась на половине, не помню, что мне тогда помешало.. Но я помню, как меня "бомбило" с диалогов Александра и Петра Иваныча:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, привет!
      Меня тоже иногда крыло от некоторых диалогов героев и я долго не могла понять, чья позиция мне ближе, так как Александр и Петр Иваныч - две крайности. Но потом я, скорее, привыкла, приняла персонажей такими, какие они есть и читать стало намного легче. :)

      Удалить