, , , ,

"Лишь бы не хуже"...

Всем привет!

(Источник: LiveLib)

Если быть совсем откровенной, то с современной литературой наших соотечественников мои дела обстоят вообще никак. Скрывать нечего: я полна каких-то предубеждений по отношению к данному сегменту книжного рынка. Однако закончив чтение произведения 
Романа Сенчина "Елтышевы", я поняла, что надо начинать менять своё мнение о современной русской прозе в положительную сторону, так как произведение мне очень понравилось. 

Действие романа происходит в начале 2000-х. Автор повествует о семействе Елтышевых, в состав которого входят Николай Михайлович (бывший сотрудник милиции), его жена Валентина Викторовна, ранее работавшая в библиотеке, и два взрослых сына, Артем и Денис (последний сидит в тюрьме). По определённым причинам они вынуждены из небольшого городка перебраться в деревню, где когда-то жила Валентина Викторовна. И вот тут-то начинается "веселье"... 

Вся книга - это описание жизни данной "семьи" в этой самой деревне. Автор рисует реально пугающую картину действительности, которая царила в российской глубинке после развала СССР: пьянство, отсутствие работы, повальная нищета, моральное скатывание людей на самое дно.

Слово "семья" я не просто так напечатала в кавычках. Во время прочтения книги я вообще не ощущала, что эти люди - семья. Это просто особи, которые в своё время приспособились к совместному проживанию да и только... Сейчас между ними лишь стена непонимания и отчуждения. Мне отчасти жаль Валентину Викторовну, которую я бы назвала единственным сильным человеком в книге. Она старалась делать хоть что-то, пытаясь вылезти из дерьма и испытывая при этом постоянные унижения со стороны жизненных обстоятельств. 
_________

<...> жизнь требовала отдавать себе сил все больше и больше, спешить, торопиться, решать бесконечные проблемы, переносить беды одну за другой.
_________

Отдельно хочется сказать о деревне. Это - место, условия которого превращают слабых людей в зверей. Это - место, где надо уметь выживать, особенно в реалиях всеобщей разрухи. На мой взгляд, автор описал её как место, где нет ничего, кроме всеобщей бессмысленности, напрасности, пустоты и отчаяния... Единицы в таких условиях сохраняют облик, хотя бы отчасти напоминающий человеческий. 

В целом роман читается очень легко, язык достаточно простой (в хорошем смысле слова), описания лаконичные и одновременно яркие, что позволяет с головой погрузиться в происходящие события. После прочтения остаются неприятные чувства отвращения, отчаяния и безысходности. При этом больше всего вгоняло в такое состояние осознание того, как легко сломать человека и превратить его в моральный овощ.

P/S Любите книги! 
Share:

3 комментария:

  1. Вера, что-то "не те" книги Вам попадаются )))
    "... о деревне. Это - место, которое превращает людей в зверей, где нет ничего, кроме всеобщей бессмысленности, напрасности, пустоты и отчаяния... Единицы в таких условиях сохраняют облик, хотя бы отчасти напоминающий человеческий."
    Вот с этим я в корне не согласна.
    Есть хорошая поговорка "свинья везде грязь найдёт".
    Ведь это не деревня сделала Елтышевых такими...
    Да, в деревне трудно, но всё не так плохо, как описывает автор (или просто Вы не точно передали суть книги).
    Просто, когда в деревню приезжают (возвращаются) те, кто "в городе не прижились" по причине собственной никчемности, им начинает казаться, что попали на самое дно.
    А ведь человек в любое ситуации остаётся собой, даже в то время, когда он это тщательно скрывает от окружающих.
    Наверное, попробую прочитать эту книгу, хотя, не уверена, что дочитаю до конца.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, на самом деле мне книга очень понравилась, поэтому не могу назвать её "не той". :)
      По поводу Вашего замечания: Вы правы! Я, скорее, неверно высказалась, в результате исказился общий смысл. Спасибо! :)
      Я полностью с Вами соглашусь, что при смене места жительства человек привозит свою гнильцу с собой, в результате чего это самое новое место особо не меняет жизнь человека, особенно если он приспособленец и привык к лёгкому существованию.
      Я очень хорошо отношусь к жизни в деревне (селе), так как родом сама из сельской местности, однако отмечу, что деревня Сенчина - это реальное дно. Это, конечно, крайность, однако очень реалистичная. Я помню (хоть и была ребёнком), как в начале-середине 2000-х было оооочень много пьющих, многие норовили надурить наивных сельчан, люди выживали только благодаря собственному огороду. Подобные сложности (и не только) и показаны в романе, но только в более ужесточенной форме. На фоне давят эти условия деревни: её опустившиеся жители, снег огромными сугробами, местами мрачная обстановка. Иногда так и кажется, что тебя живьём завалит этим снегом и ты не сможешь оттуда вылезти.

      Удалить
    2. Ирина, благодаря Вам чуть доработала данный абзац в тексте. Спасибо! :)

      Удалить