, , , ,

"Благоволительницы"

И убийцы, и убитые - люди, вот в чем страшная правда. 
Нельзя зарекаться: "Я никогда не убью", 
можно сказать лишь: "Я надеюсь не убить". 
("Благоволительницы" - Джонатан Литтелл)

Всем привет! 

Одной из книг, которые я планировала прочитать в 2020-м году, был роман "Благоволительницы" американо-французского писателя Джонатана Литтелла. Забегая вперёд, скажу, что это ещё и одна из самых сложных книг среди прочитанных за последние годы.

Фото оригинальное
Если быть откровенной, то очень сложно излагаться кратко, рассказывая о сюжете романа. Повествование ведётся от лица бывшего офицера СС Максимилиана Ауэ, который вспоминает всю свою жизнь до, во время и после Второй мировой войны. Автор переносит главного героя из страны в страну, но большая часть действия книги проходит на Восточном фронте: Украина, Кавказ, Сталинград. После этого вновь Германия, Польша, Венгрия и т. д. 

Каждая часть романа озаглавлена названием какого-то танца или музыкального произведения (например, "Токката", "Сарабанда", "Менуэт"), что, возможно, является попыткой автора внести хоть какой-то смысл в хаос войны. Кроме этого, в повествовании неоднократно упоминается то, что Максимилиан всегда мечтал играть на фортепиано. Лично для меня это некая метафора. Любое произведение можно сыграть по-разному: кто-то это делает красиво, элегантно, а кто-то - в четыре руки с Дьяволом. Так и главный герой: "надеялся прожить достойную и полезную жизнь, ощущать себя человеком", но судьба распорядилась иначе...

В книге действительно много ужасающих подробностей: расстрелы (или, как их принято называть, "акции"), многочисленные казни, запахи человеческого дерьма, мочи, разлагающихся трупов, смешивающиеся с запахом цветущих роз, грязь, голод, быт концлагерей, эвакуация узников, деяния русских (да-да, они тоже не были паиньками) и многое другое. 

Но для меня даже не это было страшным и сложно поддающимся объяснению. Для меня главной загадкой остался сам Максимилиан Ауэ - человек, в голове которого столько мерзости, что сложно себе представить. Его детство, взаимоотношения с сестрой, родителями, воспоминания о родном отце, - всё это напрямую повлияет на то, что он творит на протяжении всей своей жизни. На мой взгляд, если бы он не был офицером СС, его жизнь не стала бы лучше. Она была бы таким же жалким дерьмом, как и с карьерой в Службе безопасности СС. Отдельно скажу, что лично для меня наиболее интересно было наблюдать за внутренним конфликтом главного героя, который никак не вписывается в рамки той системы, которой служит.
_________

Война опустошила меня, остались только горечь и стыд, как песок, скрипящий на зубах.
_________

С возрастом я всё более отчётливо начинаю осознавать, что у всего есть две стороны. И в романе "Благоволительницы" мы видим войну по ту сторону баррикад. Мы видим изнутри идеально отлаженную бюрократическую систему, отношение людей к происходящему вокруг, мы имеем возможность взглянуть на идеологию глазами его приверженца. Детали интриг (особенно к концу войны, когда уже все понимали, что наступил конец), "бесконечные цирковые игры национал-социалистов" предстают перед нами во всей своей красе.

Роман поднимает много вопросов, в том числе и этических. Автор словно подчёркивает человечность главного героя, что осложняет общепринятое восприятие преступного Холокоста.
_________

Я живу, делаю, что могу, как все вокруг, я - человек, как и вы. Уж поверьте мне: я такой же, как и вы!
_________

Знаете, во время и после прочтения я постоянно прокручивала в голове один очень сложный для себя вопрос: "А как бы поступила я, окажись на его месте и в тех условиях?" Мы, такие все дохера правильные, наученные в школе шаблонному и местами бездумному патриотизму, привыкли думать только в одном ключе: фашисты - моральные уроды. А если поставить себя на их место? Все ли из них были по природе своей такими, какими мы их знаем? Однако перед тем, как судить, мы часто забываем, как идеология может проехаться по жизни человека и изменить навсегда.

Я не занимаюсь тут оправданием деяний Третьего Рейха. Я лишь хочу подчеркнуть, что мир не чёрно-белый и его нельзя разделить на плохой и хороший, даже когда речь идёт о таком болезненном этапе истории, как Вторая мировая война. И по-моему, роман "Благоволительницы", монументальность которого сравнивают с творчеством Толстого и Гроссмана, хорошее тому подтверждение. 

P/S Любите книги! 
Share:

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Вера. Спасибо за эмоциональный и интересный отзыв. Мне захотелось познакомиться с книгой. Как язык книги? Читать легко, если не брать во внимание саму тему?
    И я абсолютно согласна, что поступать плохо совсем не трудно, к сожалению. А уж в таких условиях... Человек очень легко опускается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда!
      Текст книги плотный, нет прямой речи, то есть все разговоры героев занесены в кавычки и всё это в середине текста. Ещё в книге очень большие абзацы, но не всегда. Поначалу непривычно, но потом я влилась.
      В целом какой-то невероятной литературной красоты нет, однако при этом есть очень красивые и яркие описания, глубокая проработка темы.
      На мой взгляд, стиль у книги во многом типичен для современной прозы, но стоит отметить, что это перевод. Возможно, оригинал лучше.
      К тому же я читала в последней редакции. С романом ведь связан крупный скандал, так как первый раз издательство без ведома автора вырезало в общей сложности 20 страниц текста.

      Удалить
  2. Ждала от тебя этот отзыв!
    В инстаграме подписана на девушку, ей роман абсолютно не понравился. Из-за мерзостей, дерьма и всего такого. И знаешь, я подумала после нее, что роман-таки, наверное, не плохой.
    Роман о войне. И мы привыкли, что, в основном, пишут о героизме, подвиге о нечеловеческих условиях, но не делая упора на - какие именно нечеловеческие условия? Об этом тоже нужно говорить - конечно, не для удовольствия, а для знания, что такой 3,14здец был в мире.

    Я также думаю, что и среди русских были предатели, мучители гражданских. Также как и среди немцев - добрые ребята,которые не могли идти против системы, но не теряли лица - не убивали, не калечили, не мучали простых людей.

    Книгу прочитать захотелось, я оставлю ее у себя в заметках. Спасибо за отзыв, Вер.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, знаешь, в книге было несколько моментов, которые и показывали, что не все были убеждёнными, идейными гадами. Были и те, кто расстреливали евреев, а после сходили с ума от содеянного, были и те, которые изначально считали войну проигрышной, но из-за прикрытия своей семьи и просто личной задницы были вынуждены идти за Гитлера и т. д.
      Да, ты права: такие книги не для расслабона с чайком на диванчике. Они для того, чтобы чуток приоткрыть глазки и хотя бы задуматься о том, что война - это не только героизм, доблесть и пр., о чём нам в школе говорили. Война - это, прежде всего, выбор, грязь (прежде всего внутри людей), лишения и т.д. ...
      Я шла к этой книге несколько лет, но потом узнала о скандале с изданием и передумала. Но когда вышло новое, дополненное издание, я сразу же купила и где-то через месяца 3-4 прочитала.
      Если решишься, Лиза, то читай!

      Удалить
  3. Очень заинтересовала книга! Раньше не слышала об этом авторе, а тематикой интересуюсь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лидия, если интересуетесь данной темой, то обязательно присмотритесь к "Благоволительницам". Чтение не из простых, но оно того стоит!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Вера! Чувствуется, что книга не простая, если вызвала у Вас столько размышлений и эмоций. Спасибо, что прислали на неё ссылку для "Книги месяца"!

    ОтветитьУдалить
  5. Давно лежит в отложенных, но пока боюсь приступать. Для этого пока не хватает ресурса. Спасибо за отзыв

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ресурс для этой книги нужен огромный, это точно!
      У меня эта книга, на удивление, не долго на полках лежала после покупки. Видимо, вовремя купила, а не в хомячьи запасы. Поэтому набирайтесь и вперёд! :)

      Удалить