, , , , ,

О жизни "во все стороны", бурной и жадной ...

Занятие наукой скорее напоминает мне
болезнь вроде наркомании или алкоголизма. 
Пьешь потому, что не можешь не пить. 
Отказаться нет сил. 
Пьешь - и противно, как говорил один алкаш, 
но не пить еще противнее.
(Л. А. Блюменфельд, российский советский физик,
основатель крупнейшей биофизической школы)

Друзья, всем привет! Этот пост для меня очень важен, так как говорить я буду о больной для себя теме - о науке. Данный пост родился благодаря прочитанной книге Даниила Гранина "Зубр". 

(Оригинал)

Данная повесть является документально-художественным произведением, рассказывающим о непростой жизни советского ученого, основоположника радиационной генетики, биолога, Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского. Рассказать о сюжете этой книги невозможно, поскольку он - это целая жизнь, которая не вместится ни в какой пост. Написание этой книги - это проделанный автором невероятный труд по поиску информации о личности Зубра, его учениках и учителях, коллегах, семействе и злостных врагах. В этом небольшом произведении - кладезь фактов, писем, интервью, воспоминаний, имен не менее великих ученых, которые сталкивались в своей жизни с Николаем Владимировичем.

Очень условно я делю данную работу на несколько частей: в первой автор рассказывает о юности и становлении молодого учёного, во второй - его работу в Германии (как в довоенной, так и во времена Второй мировой войны), в третьей - возвращение в СССР. Каждый период жизни Тимофеева-Ресовского был наполнен массой событий, встреч, невероятно одаренных людей, вечерних разговоров и споров, в общем он жил "во все стороны", бурно и жадно... 

Меня покорило то, как Даниил Гранин раскрыл характер ученого, показал его основные качества: честность, порядочность, преданность, требовательность, детская любознательность, поклонение Природе и т. д. Для Тимофеева-Ресовского не существовало авторитетов. Ему было неважно, кто перед ним: маститый ученый или же "зеленый" студентик.
_________

Нобелевский лауреат или аспирант - один черт, 
важно, как ты соображаешь и что делаешь.
_________ 

Немалое внимание уделено роли супруги Николая Владимировича - Елене Александровне. Она на протяжении всей жизни была для него опорой, особенно во времена Второй мировой, когда в Маутхаузене погиб их старший сын Дмитрий или когда на ученого оказывали давление тогдашние власти, пытаясь запретить заниматься научной деятельностью. 

Н. В. Тимофеев-Ресовский
(источник: Wikipedia)
Вместить всё, что я думаю об этой книге, здесь не получится. Просто потому, что о великих ученых умах, верных самим себе, не прогнувшихся под гнётом системы (особенно в период лысенковщины, когда произношение слова "генетика" было чуть не преступлением), я могу говорить вечно. В своих рассуждениях я могу уйти ооочень далеко.

Что-то мне подсказывает, вряд ли большинство из вас до прочтения этого отзыва знали, кто такой Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский. Я и сама, если честно, узнала об этом человеке только после прочтения книги Э. Шрёдингера "Что такое жизнь с точки зрения физики?" (мой отзыв - здесь), в которой известный австрийский физик-теоретик немало говорил с уважением об этом русском учёном и его исследованиях. 

В заключении хочу сказать, что моментами мне было грустно читать эту книгу. Ушла та эпоха, когда ученые имели принципы и полностью отдавали себя науке. Тех людей уже нет. И нет той науки. На смену той эпохе пришёл лишь бизнес, от которого только и хочется, что блевать... 

Вместо послесловия ... 
_________

- Почему вы, имея такой голос, пошли в науку?
- Да потому что тогда этих паразитов, научных работников, 
было немного и большого вреда своему отечеству они не приносили.
_________

P/S Любите книги! 
Share:

4 комментария:

  1. Вера, привет :)
    Я только краем уха слышала об этом ученом, но не более того. А жизнь у него, судя по твоему описанию, была невероятно насыщенная и интересная. Надо бы тоже как-нибудь в нее погрузиться.
    А что касается Даниила Гранина, то я читала его роман "Человек не отсюда". Хорошая книга, описывающая жизнь прошлого поколения и нашего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Настя!
      Я теперь у Д. Гранина хочу прочитать его романы "Иду на грозу" и "Мой лейтенант".

      Удалить
  2. Не читала Гранина, вообще. Тема науки мне близка, захотелось прочитать.

    ОтветитьУдалить