, , , , ,

Л. Н. Толстой и Кавказ

Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ.
(М. Ю. Лермонтов - "Мцыри")

(Источник: pinterest.com)

Честно говоря, я и подумать не могла, что меня заинтересуют произведения Л. Н. Толстого, которые посвящены периоду его жизни на Кавказе. Помню, в школьные годы мы проходили отдельные произведения, однако я их просто не читала и при этом умело пользовалась книгой "Школьная программа в кратком содержании". 

Однако совсем недавно я узнала, что в нашем городе проходит выставка питерской художницы Ольги Граблевской, которая посвящена кавказским произведениям Льва Николаевича. Посмотрев, иллюстрации к каким именно произведениям будут продемонстрированы на выставке, я решила прочитать хотя бы пару из них - а именно: "Набег. Рассказ волонтёра" (1853) и "Кавказский пленник" (1872). 

"Набег" повествует о наступлении русских солдат на один из аулов во время Кавказской войны. А "Кавказский пленник" - о нахождении в плену у горцев русского офицера. Вдаваться в детали сюжета я не буду, поскольку это будет спойлером в виду небольшого объёма данных произведений. 

Я знать не знала (как я уже писала, я терпеть не могла уроки литературы в школе и не читала 90 % школьной программы), насколько красиво пишет Толстой. Как живо он описывает величественную природу Кавказа! В данных работах я увидела, как много внимания автор уделяет связи человека и природы. Поднимаются вопросы трусости и храбрости, чести, преемственности поколений. Описаны быт, обычаи, нравы как горцев, так и русских солдат, уклад военной жизни.
_________

Природа дышала примирительной красотой и силой. Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? ("Набег")
_________

До этого я читала лишь некоторые философские работы Льва Николаевича ("Смерть Ивана Ильича", "О безумии") и не могла даже подумать, как много я упускаю, не читая другие его произведения! 

________________________________________________________________

Ольга Граблевская (источник: ekogradmoscow.ru)
Хотелось бы рассказать о выставке, которая и подтолкнула меня к тому, чтобы открыть для себя нового Толстого. Были представлены работы, посвящённые следующим произведениям: "Набег. Рассказ волонтёра" (1853), "Кавказский пленник" (1872), "Казаки" (1863), "Хаджи-Мурат" (1912), "Рубка леса. Рассказ юнкера" (1855) и "Мильтон и Булька" (1875). 

(Оригинал)

(Оригинал)

   
(Все фото оригинальные)

Всего я увидела более 30 картин, каждая из которых выполнена в очень ярких тонах и передаёт местный колорит и дух Кавказа в целом. Смотря на картины, я ощущала то же самое, что и во время прочтения произведений Л. Н. Толстого - любопытство, трепет и некую гордость за то, что я сама живу на Кавказе. После посещения выставки, у меня проснулось дикое желание прочитать повести "Казаки" и "Хаджи-Мурат". Думаю, этим я и займусь в ближайшее время. 

P/S Кстати говоря, несколько лет назад в Ставрополе начали давать старейшим деревьям города имена известных писателей. Так у нас появился дуб Л. Н. Толстого. По воспоминаниям современников, в юности писатель прогуливался по бульвару Николаевского проспекта (ныне - проспект Карла Маркса) и залезал на это дерево.

  
(Все фото оригинальные)

P/P/S Любите книги! И чаще уделяйте внимание русской классике, не будьте как я! :) 
Share:

2 комментария: