, , ,

Пчёлы не то, чем кажутся...

Помогая медоносным пчелам, мы помогаем самим себе.
(Ю. Тауц - "Феномен медоносной пчелы. Биология суперорганизма")

Всех приветствую! 

В данном посте пойдет речь о книге, посвящённой достаточно специфической, но очень интересной для меня теме - биологии медоносной пчелы. Мы привыкли, что пчёлы - это во многом зависимые от человека создания, которые только и делают, что пашут на благо жадных людей. Но прочитав книгу немецкого ученого, известного эксперта по пчёлам и популяризатора науки, Юргена Тауца, можно сделать совсем иные выводы... 

(Источник: MyBook)

Работа "Феномен медоносной пчелы. Биология суперорганизма" раскрывает нам удивительный мир, который скрыт от наших глаз. Мир, в котором пчелиная колония предстаёт перед нами полностью самостоятельным и самодостаточным организмом. Автор поэтапно посвящает нас во все сферы жизни медоносной пчелы: генетика, размножение и развитие, взаимоотношения внутри колонии, разделение труда, взаимодействие с цветами, поиски места для строительства сотов, создание необходимой окружающей среды, контакт с этой самой средой и мн. др. 

Фото из книги
Говоря о данной книге как о научно-популярной, я отмечу, что она не так проста, как типичный научпоп. На мой взгляд, в отдельных главах информация была предоставлена в достаточно профессиональном духе. И это не удивительно: ведь первое издание работы было опубликовано в 2007 году в авторитетном научном (!) издательстве Springer, что определённо говорит о стиле написанной книги. Неподготовленному читателю всё равно придётся чуть попотеть, поискать дополнительные сведения, чтобы вникнуть в суть дела. 

Например, это касается того раздела книги, в котором говорится об особых генетических отношениях между пчелами или последней, десятой главы, где говорится о колонии как о сложной адаптивной системе. Несмотря на это, книга может оказаться очень полезной широкому кругу читателей, особенно тем из них, которые заинтересованы темой пчеловодства. 

Отдельного внимания заслуживают просто НЕВЕРОЯТНЫЕ фотографии, которыми пестрит данная книга. Они позволяют читателю ещё глубже проникнуть в достаточно закрытую для человека жизнь пчёл, узнать что-то новое и просто получить эстетическое наслаждение.

Фото из книги
Безусловно, я понимаю, что основное направление деятельности Юргена Тауца связано с изучением биологии и эусоциальности пчел, но лично мне не хватило информации о современных проблемах пчёл. Так, например, в Европе сейчас очень многие ученые выясняют причины массовой гибели данных насекомых, что негативно складывается и на нашей с вами жизни.

В заключении добавлю, что книга очень интересная и познавательная, на которую действительно стоит обратить внимание, особенно если вам так или иначе интересны вопросы пчеловодства или просто жизнь этих поистине уникальных созданий. Однако стоит отметить, что первое издание было опубликовано более 10 лет назад (да, наши ребята умеют издавать книги вовремя), что может свидетельствовать о том, что некоторые данные могут быть уже не очень актуальными. Да, изучение поведения пчёл не такое же быстрое, как, например, генетика или биохимия, однако стоит понимать, что наука всё равно не стоит на месте и данные ежегодно обновляются. 

P/S Любите книги! :)  

Share:

5 комментариев:

  1. Здравствуйте, Вера. Необычный выбор книги. Почему Вас заинтересовали пчёлы? Вы связаны с пчеловодством? Эта книга для узкого круга читателей, конечно, хотя, иногда люди читают и просто для расширения кругозора.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, здравствуйте! У меня сельскохозяйственное образование и моя деятельность связана с этой сферой. К тому же меня интересует проблема вымирания пчёл, так как моя работа ранее была связана с применением пестицидов, которые напрямую влияют на численность диких опылителей, учитывая то, что производители откровенно плюют на природу и считают только деньги. В университете у меня уже была дисциплина пчеловодство, но я не могу сказать, что это было очень интересно. Однако любопытство зародилось. И недавно я посмотрела документальный сериал "Гнилые", одна из серий которого была посвящена мёду. После этого я и загорелась почитать что-то про пчёлок. Так я и пришла к прочтению данной книги. :)

      Удалить
  2. Вера, блог очень красивый стал! Нравится!

    После твоего отзыва тоже хочу почитать о пчелах -у папы в библиотеке есть книги)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, я сама загорелась почитать что-то ещё об этих созданиях. :)
      Спасибо за мнение о блоге!
      Но его ещё дорабатывать и дорабатывать! :)

      Удалить
    2. Как говорится - нет предела совершенству!)

      Удалить