, , ,

Работа или крематорий - выбор за вами

Огонь над трубой. 
Запах сгоревшей плоти. 
Полночь. 
Мы на месте. 
В Биркенау.
(Эли Визель - "Ночь")

Всех приветствую! 

Выбирая книгу о "жизни" евреев (кавычки тут не просто так) во времена Второй мировой войны, я долго не могла определиться, так как подобной литературы сейчас немало. Я решила обратить своё внимание на роман Эли Визеля "Ночь", который был опубликован в известной серии "Проза еврейской жизни". 

(Оригинал)


Автор - писатель, журналист, философ, лауреат Нобелевской премии мира (1986) сам являлся узником нескольких концентрационных лагерей. Когда-то его жизни была спокойной, он изучал Талмуд и не знал никаких забот. Но потом... одна ночь перевернула жизнь мальчика на "до" и "после". Гетто, Освенцим, потеря матери и младшей сестры, Биркенау (Освенцим II), Буна (Освенцим III), Бухенвальд, смерть отца незадолго до освобождения лагеря в 1945 году.
_________

Слово "печь" в этом месте имело особый смысл: он витал в воздухе, смешиваясь с жирным черным дымом. Пожалуй, только это слово и обладало здесь реальным смыслом.
_________

Данная книга примечательна тем, что она показывает не только быт того или иного концлагеря, но и внутренний мир узников. Как они превращаются в зверей ради куска хлеба, как они, хоть и испытывая чувство вины, избавляются от своих родственников как от обузы, как они теряли веру, как они словно "шелудивые псы зубами и когтями цеплялись за свою жалкую жизнь", любыми способами, которые им только были доступны. 

("Из серебристой глубины
прямо мне в глаза смотрел труп.
Этот взгляд пробудет
со мной вечно."
)
Читая книгу, я испытала полный спектр чувств: гнев, страх, отвращение, жалость, ненависть, сочувствие... Я неоднократно прерывала своё чтение, потому что мне иногда казалось, что я слишком "натурально" представляю себе некоторые картины. 

Особенно сильно мне запомнилась сцена, в которой описывается, как в вагоне поезда по пути в Освенцим одна женщина сошла с ума оттого, что её сыновья были не рядом с ней. Не менее жутким является эпизод, в котором Э. Визер рассказывает, как стал свидетелем смерти своего отца и как после этого он невольно почувствовал себя свободным... Изначально можно подумать, что это мерзко и аморально! А на мой взгляд, подобная откровенность дорогого стоит. Автор честно показал нам внутренний мир тех людей, которые в нечеловеческих условиях превратились в тех, кого "интересовали только тарелка супа и кусочек черствого хлеба", им было плевать на всё вокруг, у них не было сил даже на слёзы. 

Как бы мне больно ни было читать подобные произведения, я снова и снова возвращаюсь к теме Холокоста. Потому что только так можно узнать, что было "там", "тогда"... Только так можно многое понять. Только так можно помнить.

P/S Любите книги! 
Share:

Комментариев нет:

Отправить комментарий